Иконописные традиции 17го
века или Строгановская школа иконописи

«Иконы, созданные в России, представляют собой столь уникальное явление в мире, что его одного было бы достаточно, чтобы обеспечить ей бессмертную славу»

(Л. Успенский)

 

Я начинаю цикл статей, в котором буду рассказывать своим читателям интересные и познавательные факты, связанные с историей иконописи и православием.

Вероятно Вам известно, что я являюсь совладелицей семейной иконописной мастерской.

Наша мастерская уже 18 лет пишет иконы для Храмов и семей.

За это время мы создавали святые образы в разных стилях: и в строгом византийском и в более мягком и лиричном стиле Андрея Рублева. Но ближе всего нам всегда были традиции иконописи 17 века, так называемой Строгановской школы.

Сегодня я расскажу вам именно об этой школе, чьи многовековые традиции мы продолжаем в нашей семейной мастерской.

 

Давайте на мгновение перенесемся в Русь 16го века.

  • С одной стороны, после падения Византии Московская Русь остается самой мощной православной державой. Именно сюда начинают прибывать многочисленные паломники и как раз в этот период складывается теория «Москва – третий Рим».
  • С другой стороны, это время правления Ивана Грозного. Каков был этот правитель, вы, уверена, знаете. И поэтому понимаете, что после его жестоких реформ и войн государство оказывается расшатанным и ослабшим.
  • Кроме того, не будем забывать о том, что в конце 16 века прекращает существование династия Рюриковичей и наступает период Смуты.

 

В тяжелые времена искусство всегда вступает на новый виток развития. Религиозное искусство – не исключение. Людям была необходима отдушина. Народное настроение было подхвачено лучшими мастерами, и появилось новое направление в иконописи.

Теперь иконы словно отражали красоту, нарядность и изобилие сотворенного мира, своими мажорными интонациями славя православную веру. Новая школа иконописи получила название – Строгановская.

 

Название связано с богатыми купцами-солепромышленниками Строгановыми, так как наиболее ярко новая иконописная традиция проявилась в ряде произведений, связанных именно с их именем.

Лучшие мастера этой школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Это не удивительно, ведь как раз в это время, благодаря отцу Петра I – Алексею Михайловичу – в Оружейной палате Москвы были собраны лучшие иконописцы всей страны.

 

Кстати, именно Строгановы ввели в область иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма» и т.д.

Этот же принцип мы используем и в нашей мастерской. Не потому что так икона пишется быстрее, а потому что при такой работе каждый мастер становится лучшим в своем направлении, а работа в целом достигает невероятных высот в техническом исполнении.

 

Иконописцы Строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих работ показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

В целом, иконопись 17 века проходит под знаком более сложных композиций и обильного орнамента. Изменился колорит: вместо красного цвета – коралловый, вместо зеленого и синего – многочисленные смешанные оттенки.

 

Лучшие образцы Строгановской иконописной школы принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова, работавшего во второй половине 17 века. Но о нем мы поговорим как-нибудь в другой раз.

 

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы регулярно получать познавательные материалы по Православию, истории, иконописи.

Регистрация / Вход