Расхождения православной
и католической веры

Из Истории

Христианство возникло в начале 1 века. Первоначально структура иерархии в Церкви не была твёрдо определена. На уровне конкретной общины не было чёткого различия между епископом и пресвитером. В текстах посланий апостола Павла их функции смешиваются (1Тим. 3, 1-7). Епископы в апостольский период были руководителями отдельных общин и часто совсем небольших (как в наше время – настоятель прихода).

С течением времени в духовной иерархии христианства произошли серьезные изменения. За епископами (в ходе Вселенских Соборов) были признаны особые права и титул патриархов (римский, константинопольский, иерусалимский и тд.).

Самую большую область влияния получил, конечно, римский патриархат. Эта область распространялась на весь запад Европы и имела важное политическое значение, отчего римское папство стало активно претендовать на первенство в духовной иерархии.

Отчасти это, отчасти догматические разногласия привели к тому, что в 1054 году Восточные и Западные патриархаты разделились и появились наименования «православная» и «католическая» христианские веры.

Как появилась именно эта дата разделения церквей?

Точно известно, что 16 сентября 1054 года на утренней литургии, папский легат кардинал Умберто да Сильва Кандида возложил на алтарь анафему (отлучение от церкви) Константинопольскому патриарху, архиепископу Болгарии Льву и сакелларию Константину. Несколько дней спустя Константинопольский патриарх провозгласил ответную анафему.

Это был первый, но очень значимый разрыв на уровне отношений между епископами и иерархами.

А далее он только усугублялся как догматическими спорами, так и территориальными.

Догматические различия православия и католичества:

Две Церкви по-разному истолковывают символики пресного хлеба. Согласно католикам, отсутствие закваски означает отсутствие какого-либо фермента зла в хлебе, предназначенном к освящению. Для православных же закваска – это образ возрастания Царствия Небесного, поэтому евхаристический хлеб должен быть квасным.

* Также расхождения есть в вопросе об исхождении Святого Духа.

Для католиков принципом единства Троицы, всех ее божественных ипостасей, является их общая божественная сущность. То есть согласно католицизму, Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Сына. А в Православии основанием единства Троицы является ипостась Отца – источника божественности двух других ипостасей. Таким образом в Православии Святой Дух может исходить только от Бога Отца.

* Третий важный пункт, разделяющий две Церкви – это возможность для православного священника жениться до рукоположения, в то время как католицизм отстаивает для духовенства необходимость целибата.

Касаемого территориальных споров между Церквями самым серьезным моментом стали крестовые походы. Именно в ходе них под флагами спасения христианских артефактов от мусульманского разрушения, творились бесчинства и был нанесен значительный ущерб православию. По большому счету латиняне в ходе крестовых походов не только сравнялись в жестокости с варварами-язычниками, но и показали, что не считают православных – христианами, занимаясь грабежом храмов и похищением святынь (мощей и икон).

 

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы регулярно получать познавательные материалы по Православию, истории, иконописи.

Регистрация / Вход