Агнец Жертвенный

«На другой день видит Иоанн идущего в нему Иисуса и говорит:

вот Агнец Божий, Который берет (на Себя) грех мира».

Ин. 1, 29

 

Мы с вами на моей странице @icon_elizart уже разбирали символику иконы «Троица» Андрея Рублева. И мне в Директ упало несколько вопросов на тему того, почему в центре стола стоит чаша с головой животного. Давайте поговорим об этом.

Чаша с головой тельца, закланного Авраамом, на иконе Рублева — это прообраз евхаристической чаши с агнцем, принесенным в жертву ради спасения человеческого рода.

Давайте перенесемся назад в историю.

 

В Ветхом Завете под жертвой понималось благодарственное приношение Богу плодов земли или животных. С древних времен жертвенным животным считался молодой ягненок (агнец). Эта традиция началась еще со времен Авеля (помните, когда они с братом принесли дары Господу).

Почему именно агнец предполагался на жертвенное заклание? Не теленок или, к примеру, курица?

Все дело в природе этого животного. Особенность ягненка заключается в том, что он совершенно добровольно идет к собственной смерти. В отличие от других представителей фауны, он не сопротивляется своей участи. Невероятная покорность, к сожалению, для животного, и привела к тому, что именно он стал ассоциироваться с жертвенным даром.

 

Особое значение агнец приобретает во времена Моисея, когда становится ритуальным животным, связанным с праздником еврейской Пасхи. Вы ведь помните, что у евреев еще до Пришествия Христа на землю была своя пасха, связанная с историей их исхода (освобождения) из Египта.

Так вот, отмечая избавление от египетского плена, израильский народ ежегодно закалывал ягненка, как сделали – по указанию Ангела – евреи во время десятой египетской казни.

Ко временам Нового Завета с Агнцем стало ассоциироваться не само жертвенное животное, а иисус Христос. Впервые сравнение Спасителя с жертвенным ягненком возникает в пророчествах Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца был веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис. 53, 7)

Ведь именно Он Своей Кровью, своей жертвенной смертью искупил грехи человечества. Подобно покорному агнцу, Иисус совершенно добровольно взошел на Голгофу, взвалив на себя крест человеческих несовершенств.

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы регулярно получать познавательные материалы по Православию, истории, иконописи.

Регистрация / Вход