Как фаюмские портреты повлияли на появление икон святых

Фаюмские портреты — это созданные в технике энкаустики (расплавленные восковые краски накладывают на дерево) погребольные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название они получили по месту первой крупной находки в  Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. По сути они являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску мумии.

 

Мне периодически задают вопросы на тему того, насколько иконы святых обязаны своим происхождением фаюмским портретам, так как время появления икон совпадает с периодом их расцвета.

С одной стороны, техника и материалы у фаюмских портретов и икон, действительно, схожи. Но портреты из Фаюма были предметами погребального культа (портреты мумий), поэтому в них непросто увидеть прямой античный источник развития христианской иконы. Тем не менее, нельзя отрицать влияния языческого греко-римского искусства на появление христианских икон. Ведь кроме фаюмских погребальных портретов были и другие формы дохристианского искусства.

Одни из исследований, проведенных в Египте в конце 2000-х годов, подтвердили это.

Ряд уцелевших языческих изображений на панелях демонстрирует большое количество языческих изобразительных произведений: отдельные обрамленные картины, картины с крышками, триптихи. Все эти формы присутствуют и в ранней иконописи, например в иконах, хранящихся на Синае в монастыре Св. Екатерины.

На панелях были обнаружены образы языческих богов, например, Исиды – египетской богини-матери, – сидящей на троне, подобно Богородице на ранних христианских иконах.

На основании этих исследований можно точно сделать вывод, что икона имела связь с более ранними погребальными, религиозными и бытовыми живописными произведениями на дереве.

 

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы регулярно получать познавательные материалы по Православию, истории, иконописи.

Регистрация / Вход